Персональный сайт Ирины Сергеевны Аминевой

Меню сайта
Категории раздела
Домашнее задание [5]
Тесты [0]
Ученикам [48]
Родителям [8]
Проекты [2]
Статистика

Кто вы?
Всего ответов: 2693


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Родителям

Развитие устной речи

В помощь родителям.

Развитие речи ребенка главное условие его успешного обучения в школе.

Чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребёнка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности, не забывайте разговаривать с детьми.

Пожалуйста, разговаривайте с детьми!

Ваш ребёнок должен знать, что это счастье — даже несколько минут разговора с папой или мамой.

Ваша дочка (или сын) должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"

А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами?

Разговаривать!

         Умение разговаривать друг с другом — это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.

        Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в школе. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами — это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси — отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".

— Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книга? — Да.

Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?

        Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе.     Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, но недосягаемое для него место. Каждое такое совместное рассматривание станет для ребенка событием незаурядным и праздничным. Таким же образом можно познакомить  с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь читая или рассказывая. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочный, удивительный мир людей и предметов.

Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребёнок, а как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым. Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребёнку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы (о доброте, об упрямстве, о жадности).

 

Для формирования эмоционального диалога используются упражнения типа "Встреча". Их можно проводить в форме ролевой игры. Вы идёте  по улице, вдруг увидели грустного мальчика и начинаете диалог: "Давай предположим и подумаем, что с ним случилось?"

— Что случилось? Почему ты плачешь?

— Я потерял ключ от квартиры.

— Ничего страшного, закажите другой.

— Тебе хорошо говорить, а меня будет мама ругать.

— А ты все объясни.

— Всё равно будет ругать.

— Где ты его потерял?

— На прогулке.

— Пошли поищем.

 

Эти упражнения можно разнообразить, используя элементы перевоплощения (в грустного котёнка или в весёлого).

Направлений для развёртывания сюжета может быть очень много: чему ты удивляешься? Почему ты сердитый? Почему ты плачешь? О чём ты задумался? Эти упражнения подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок, которые требуют от детей выдумки и речевого творчества.

Упражнение "Кто лучший выдумщик"

Выдумывать — естественная потребность ребёнка. Задайте направление мысли ребёнку: "Придумай невероятную, неправдоподобную историю о том, как мы вчера провели вечер". Сами тоже придумайте эту же историю. Лучше, если победителем окажется ребёнок. Или составляйте рассказ вместе с ребёнком.

Для пополнения словарного запаса ребенка используйте игры со словами. Эти игры не только увеличивают словарный запас вашего ребенка, но и тренируют у него способность легко находить нужное слово. Ведь каждое слово имеет свою смысловую основу , своё звучание.

 «Закончи слова»

Родитель называет часть слова, а ребёнок должен подобрать вторую или несколько частей, чтобы получилось слово:

ма              (к)                   ма              (ска)

ма              (ма)               ма              (рт)

ма              (рка)              ма              (лыш)

Слова на "дежурную" букву

Называете букву, а ребёнок должен назвать слова, которые начинаются с этой буквы. (р – рыба, родник, рука, речка, рукав, рот, рог, роль, рысь, репа, рельс, родина, Россия, речь, рис, ручка, ролики, решето, риск, и т.д.)

Словесные цепочки

Предлагается ребёнку назвать слово, начинающееся с определённого звука [ч]. Родители продолжают и называют слово, которое начинается с последнего звука. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не сделает ошибку. Эта игра поможет вам скоротать дальнюю дорогу.

(число, ослик, куст, тропинка, арбуз, звук, карандаш, шарф, фикус, слон, нога, аист, трава и т.д.)

Что бывает...

Вы задаёте ребёнку вопросы: что бывает зелёным? колючим? светлым? быстрым?.. И т.д. А ребёнок должен как можно быстрее пока вы сами не сосчитали до трёх или пяти — назвать что-то, обладающее названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя, а выигрывает тот, кто больше сможет назвать признаков предметов.

Измени слово

Взрослый называет слово рак и предлагает изменить первую букву, чтобы получились новые слова (мак, бак, лак), бочка (дочка, точка, кочка).

Синонимический ряд (синонимы – слова близкие по значению)

Предложите ребёнку найти слова, сходные по значению, например, со словом "лес", и выстроить из них ряд. Вставляя новое слово в ряд, обязательно надо его объяснить.

Лес — бор, роща, березняк, дубрава, перелесок, ельник, осинник и т.д. Большой — огромный, крупный, громадный.

Назови слово, противоположное по значению

Назовите слово, а ребёнок называет слово с противоположным значением. Вперед — назад; направо — налево; вверх — вниз; далеко — близко; высоко — низко; быстро — медленно и т.д. Тот, кто затрудняется, платит фант.

Подбери слово

Задайте ребёнку вопрос: "Что можно шить?" Ответ: "Платье, пальто, рубашку". "Завязывать? - Шнурки, платок, шарф". "Надеть? - Пальто, чулки, шубу, плащ, юбку, колготки".

 

Пропущенное слово

Вы начинаете говорить какую-то фразу, но пропускаете в ней слово, обозначая его только интонацией или бессмысленными слогами (та-та, ля-ля-ля и др.) а ребёнок должен отыскать и вернуть на место пропавшее слово. Игру можно бесконечно варьировать и усложнять, пропуская слова, обозначающие то действия, то качества, то предметы. (Светит яркое тра ля-ля. Прилетели ля-ля-ля птички). Можно использовать стихи Даниила Хармса.

Я хотел устроить бал, И гостей к себе...

Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ...

Пирог, ножи и вилки тут — Но что-то гости ...

Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли, То даже крошек ...

Придумай предложение

Дается слово в определенной форме, а ребенок должен составить предложение. Например: слово "недалеко" — предложение: "Я живу недалеко от школы" (слова могут быть разных форм: маме, пришел, зимой, хороший и др.).

Что это за птица?

Описание птиц по характерным признакам расширит представление детей о жизни птиц. 1. Сначала один из родителей описывает птицу, а ребенок узнает, о какой птице говорится, а потом ребенок должен составить описательный рассказ. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Работать над устной речью ребёнка надо начинать с первых лет его жизни. Для ребёнка в семье должны быть созданы такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями, сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас.

Каждое непонятное слово ребёнку надо объяснять, а также поправлять неправильно произнесённые слова. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, можно проводить следующие упражнения на словоизменение.

Упражнение 1. (Образование форм родительного падежа множественного числа существительных)

Ребёнку показываете картинку, на которой изображён лес. Затем задаёте вопрос: "Чего в лесу много?'. (Деревьев, кустов, ёлок, цветов, ягод, грибов, листьев). Можно спросить: "Чего много в этой комнате?" (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).

Упражнение 2. (Преобразование единственного числа имён существительных во множественное)

Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу "стол", а ты — "столы", я скажу "рука", а ты — "руки". Когда ребёнок поймёт, предлагается ему ряд слов: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей и другие слова.

Упражнение 3. (На словообразование. Образование уменьшительной формы существительных)

Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие: если я скажу "стол", то ты говори — "столик"; если я скажу "шапка", ты говори — "шапочка". Когда ребёнок поймёт задание, ему предлагается для упражнения следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.

Упражнение 4. "Что из чего сделано?"

Ребёнку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол)? (Из дерева). "Значит, он какой?" (Деревянный). "А гвоздь из чего сделан?" (Из железа). "Значит, он какой?" (Железный). Так же ребёнок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.

Упражнение 5. (На выделение признаков и действий)

1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови? О яблоке? (Арбуз — круглый или овальный, зелёный или полосатый, очень сладкий, как сахар).

2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампочки.  Назовите их общий признак. Солнце — круглое, яркое, жёлтое, очень горячее, греет землю, всходит и заходит.

3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый (котёнок, платок, шарф и т.д.); высокий, стройный, красивый (мужчина, олень и т.д.); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, пирог, банан и т.д.); быстрый, ловкий, проворный (лисёнок, человек, жук, тушканчик, цыплёнок и т.д.).

4. Назовите общие признаки весны и осени (это времена года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная, изменяется длина дня и ночи); вороны и скворцов (птицы, покрыты перьями, чёрный цвет перьев, летают, имеют крылья, 2 ноги и т.д.); лошади и собаки; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым они отличаются.

5. Скажите, как люди идут, когда спешат? (быстро, поспешно). А когда не спешат? (медленно, не торопясь).

 

Для дальнейшего развития грамматического строя речи родителям необходимо обратить внимание на составление предложений и рассказов. Составлять предложения можно по картинкам, по наблюдениям, а помогут справиться с этим нелёгким делом ваши вопросы.

Темы  рассказов могут быть разные, главное условие, если вы составляете описательные рассказы, предмет описания должен быть перед ребёнком — это картинка или натура.

Можно составить рассказы: "Мой любимый котёнок", "Синичка", "Дятел", "Лиса", "Ветка сирени", "Тюльпан", "Ромашки" и другие, по картинкам, которые есть у вас дома.

Если ваш ребёнок умеет уже читать, предложите ему составить небольшой рассказ по опорным словам на следующие темы. Слова надо записать на листе, чтобы ребёнок мог прочитать.

Гроза

Появилась, загромыхал, поплыли, кружатся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул.

На рыбалке

Воскресенье,   речка,   товарищ,   ловить,   поймали,   лещ, окунь.

В сентябре

Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, жёлтые опята.

В лесу зимой

Зима, деревья, земля, кусты, снег, следы, дятел.

На катке

Алёша, коньки, научился кататься, на каток, ледовая дорожка, бежит весело.

На реке

Весна, треснул лёд, льдины, кружились птицы, рыбу, трубили лебеди.

Чтобы составить рассказ по данным словам, надо составить предложения с одним или двумя словами, используя другие, подходящие по смыслу слова. Вот какой может получиться рассказ "На реке".

"Пришла тёплая весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Они ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубили лебеди".

Научить ребёнка составлять описательный рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чём он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и вызвать у него желание передать это в своей речи. Можно предложить детям следующие темы рассказов: "Зимний лес", "Весна", "Мое любимое время года", "В осеннем лесу", "Что нам осень подарила" и др.

Дети — большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны им порой снятся сказочные. Поэтому составить сказку или придумать конец сказки ребёнку не составит большого труда. Прочитайте сказку "Колобок" и предложите ребёнку придумать другой, добрый конец, чтобы лиса не съела его. Можно взять любую сказку и предложить ребёнку придумать свою с этими же героями. Предложите детям составить сказки "На дне рождения у Мишки", "Зимняя сказка", "У весны в гостях", "Сказка о дне и ночи".

Все свои занятия по развитию речи ребёнка направляйте на то, чтобы он смотрел на окружающий мир широко открытыми глазами, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду. Не бойтесь потерять много времени, анализируйте каждое высказывание ребёнка, помогайте найти более подходящую фразу, записывайте рассказы, сказки и стихи ваших детей. И ваш ребёнок обязательно научится наблюдать, фантазировать и правильно выражать свои мысли.

Литература: «Как подготовить ребенка к школе». Л.С. Михайлова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2006.

Категория: Родителям | Добавил: AISirina (20.11.2011) | Автор: aisirina E
Просмотров: 4617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Автор сайта
Дата
Поиск

aisirina  © 2024
Сайт создан в системе uCoz